
Шамаев Денис Анатольевич, учитель технологии в МОУ "Первомайская СОШ" Лямбирского муниципального района РМ
Эссе «Я - учитель».
Сто
пятьдесят лет. Таков общий педагогический стаж тех членов моей семьи, которые
вели непрерывную педагогическую деятельность, начиная с конца XIX века.
По историческим меркам это уже династия. Для меня это не просто число. Это
большая гордость и огромная ответственность. Казалось бы, моя учительская
судьба уже была заранее предопределена…
Однако это не совсем так. Я шёл к ней через
научную деятельность на кафедре химии и биологии, сквозь долгожданную службу в
воздушно-десантных войсках, и, наконец, через поиск себя в этом мире. Но оказалось, что жизнь сама вела меня
извилистыми дорогами в этот дивный мир под названием «школа»…
«Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно,
луна осколком эха пронзит тугую высь…» Люблю эту песню. В ней моя юность, сиреневое
небо Крыма, где я несколько лет подряд был вожатым в лагере, ночные песни у
костра, море… Наверное, тогда и
проснулось во мне педагогическое призвание, эта семейная драгоценность,
доставшаяся мне по наследству. Уже в те далёкие годы мне хотелось поделиться с
детьми радостью неожиданных открытий, показать
им, как красива наша планета!
И вот я в школе. Сказать честно, прыгать с
парашютом в армии было не так страшно, как идти на свой первый урок. В ребячьих
глазах со скоростью света менялись эмоции: удивление, настороженность,
любопытство, недоверие… Что-то мне подсказывало, что ни одно золотое правило
педагогики не сработает. А потому что нет его – этого правила. Только искренним
отношением и уважением к личности ребёнка можно подступиться к детям. И шагать
по этим ступеням роста в их глазах учитель будет всю жизнь, а остановится –
упадёт.
Работая в школе не только
учителем-предметником, но и завучем по воспитательной работе, замечаю, как
тянется ребёнок к хорошему педагогу. Вот и получается, что любовь учеников к
своему учителю – это самая высокая планка, до которой он может дотянуться в
своей профессии.
Сейчас я преподаю технологию – как
оказалось, уникальный предмет, вобравший в себя основы информатики, химии,
биологии и, конечно же, искусство самовыражения через любовь к труду. В
сельской школе очень важно трудовое воспитание будущих мужчин. Моя задача – не
только научить ребят держать в руках элементарный рубанок, но и донести до них,
какой необыкновенно виртуозной может стать, к примеру, резьба по дереву. И те
дети, которым трудно даётся учёба, раскрывают свои таланты в мастерской. Кипит работа, и виден результат.
В этом году мой ученик стал победителем муниципального этапа Всероссийской
олимпиады школьников по технологии. Конечно, всё это радует и вдохновляет. Но
важно помнить: учитель не должен находится на вершине горы и тянуть ребёнка к
себе. Пусть мудрый педагог стоит у подножия, словом и делом помогая ученику
самостоятельно преодолевать сложный путь.
На своих уроках люблю развивать
дискуссионные вопросы, бросать ученикам вызов. Одним словом, зажигать их взгляды.
Для меня важно, чтобы детям было
интересно, чтобы с удивлением смотрели они на простые школьные истины. В этом
мне помогает проектная деятельность и метапредметный подход в обучении.
«Промысли, а не запомни» - мой главный педагогический принцип.
Однако речь идёт не только о знаниях, которые
я могу передать ученикам. Вопрос в том, какие ростки общечеловеческих ценностей
я смогу посадить в детских душах и что из этого вырастет. Мужское слово,
честность, трудолюбие и уважение к людям – вот те приоритеты, которые
поставлены мною на первое место. И пусть не всегда всё получается так, как
хотелось бы. Не всё сразу. Постепенно, маленькими шажками, мы с моими
мальчишками и девчонками идём к намеченным целям, крепко держась за руки.
Говорят, дети сейчас трудные, своенравные,
реагирующие только на клик компьютерной мыши. Неправда. Дети всегда одинаковые.
Я пришёл работать в школу в 26 лет. Получается, сам я – ребёнок 90-х годов. Жил
теми же мечтами и желаниями, так же переживал из-за контрольной по физике и
ссоры с лучшим другом, радовался забитому в кольцо мячу, с волнением ждал
экзаменов… Всё это было у каждого. А
стояли за нами простые и одновременно великие учителя. Поэтому не столь важно,
какие сейчас дети. Важно, чтобы современные педагоги осознавали колоссальное величие
своей миссии, понимали, как много зависит от каждого их слова и даже
взгляда. «Каждый твой поступок
отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой человек». Так сказал
В.А. Сухомлинский. В отношении учителя смысл этой фразы умножается троекратно.
Два года назад я стал классным
руководителем. Узнав, какой класс мне достался, коллеги сочувственно улыбались,
хлопая по плечу. Один отличник, барышня
и шесть хулиганов. Как по нотам. Что же мне с ними делать? Подумал, подумал…
Терпение и труд всё перетрут. И пошли у нас вереницей субботники, трудовые
десанты, походы, поездки, марш-броски… С утра уже слышно: «Денис Анатольевич, а
где наши халаты?» Ага, пилить собрались! Пилим, выжигаем, мастерим. Для теоретических
моментов есть у нас отличник, он в классе один на всех, ну и куда же мы без
женской заботы? Так и живём. И можно много говорить о разных педагогических
течениях и школах, высокопарных афоризмах и инновационных методах… Но если не
возникло у педагога это согревающее чувство любви к детям – всё, решительно всё
зря.
Есть в учителе великая сила – человеческая
красота. Потому-то и отличается учительская профессия от всех остальных. И не
подвластна эта сила ни времени, ни социальным изменениям. Яркой путеводной звездой становится она в
судьбе каждого человека, указывая ему дорогу ко всему доброму, чистому,
настоящему. Моя звезда зажглась сто пятьдесят лет назад для того, чтобы я
бережно пронёс её свет для детских сердец!
Комментариев нет:
Отправить комментарий