Обо мне



Шамаев Денис Анатольевич, учитель технологии в МОУ "Первомайская СОШ"  Лямбирского муниципального района РМ




Эссе «Я - учитель».
    Сто пятьдесят лет. Таков общий педагогический стаж тех членов моей семьи, которые вели непрерывную педагогическую деятельность, начиная с конца XIX века. По историческим меркам это уже династия. Для меня это не просто число. Это большая гордость и огромная ответственность. Казалось бы, моя учительская судьба уже была заранее  предопределена…
   Однако это не совсем так. Я шёл к ней через научную деятельность на кафедре химии и биологии, сквозь долгожданную службу в воздушно-десантных войсках, и, наконец, через поиск себя в этом мире.  Но оказалось, что жизнь сама вела меня извилистыми дорогами в этот дивный мир под названием «школа»…
   «Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно, луна осколком эха пронзит тугую высь…» Люблю эту песню. В ней моя юность, сиреневое небо Крыма, где я несколько лет подряд был вожатым в лагере, ночные песни у костра, море…  Наверное, тогда и проснулось во мне педагогическое призвание, эта семейная драгоценность, доставшаяся мне по наследству. Уже в те далёкие годы мне хотелось поделиться с детьми  радостью неожиданных открытий, показать им, как красива наша планета!
   И вот я в школе. Сказать честно, прыгать с парашютом в армии было не так страшно, как идти на свой первый урок. В ребячьих глазах со скоростью света менялись эмоции: удивление, настороженность, любопытство, недоверие… Что-то мне подсказывало, что ни одно золотое правило педагогики не сработает. А потому что нет его – этого правила. Только искренним отношением и уважением к личности ребёнка можно подступиться к детям. И шагать по этим ступеням роста в их глазах учитель будет всю жизнь, а остановится – упадёт.
   Работая в школе не только учителем-предметником, но и завучем по воспитательной работе, замечаю, как тянется ребёнок к хорошему педагогу. Вот и получается, что любовь учеников к своему учителю – это самая высокая планка, до которой он может дотянуться в своей профессии.
    Сейчас я преподаю технологию – как оказалось, уникальный предмет, вобравший в себя основы информатики, химии, биологии и, конечно же, искусство самовыражения через любовь к труду. В сельской школе очень важно трудовое воспитание будущих мужчин. Моя задача – не только научить ребят держать в руках элементарный рубанок, но и донести до них, какой необыкновенно виртуозной может стать, к примеру, резьба по дереву. И те дети, которым трудно даётся учёба, раскрывают свои таланты в  мастерской. Кипит работа, и виден результат. В этом году мой ученик стал победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Конечно, всё это радует и вдохновляет. Но важно помнить: учитель не должен находится на вершине горы и тянуть ребёнка к себе. Пусть мудрый педагог стоит у подножия, словом и делом помогая ученику самостоятельно преодолевать сложный путь.
    На своих уроках люблю развивать дискуссионные вопросы, бросать ученикам вызов. Одним словом, зажигать их взгляды.  Для меня важно, чтобы детям было интересно, чтобы с удивлением смотрели они на простые школьные истины. В этом мне помогает проектная деятельность и метапредметный подход в обучении. «Промысли, а не запомни» - мой главный педагогический принцип.
    Однако речь идёт не только о знаниях, которые я могу передать ученикам. Вопрос в том, какие ростки общечеловеческих ценностей я смогу посадить в детских душах и что из этого вырастет. Мужское слово, честность, трудолюбие и уважение к людям – вот те приоритеты, которые поставлены мною на первое место. И пусть не всегда всё получается так, как хотелось бы. Не всё сразу. Постепенно, маленькими шажками, мы с моими мальчишками и девчонками идём к намеченным целям, крепко держась за руки.
    Говорят, дети сейчас трудные, своенравные, реагирующие только на клик компьютерной мыши. Неправда. Дети всегда одинаковые. Я пришёл работать в школу в 26 лет. Получается, сам я – ребёнок 90-х годов. Жил теми же мечтами и желаниями, так же переживал из-за контрольной по физике и ссоры с лучшим другом, радовался забитому в кольцо мячу, с волнением ждал экзаменов…  Всё это было у каждого. А стояли за нами простые и одновременно великие учителя. Поэтому не столь важно, какие сейчас дети. Важно, чтобы современные педагоги осознавали колоссальное величие своей миссии, понимали, как много зависит от каждого их слова и даже взгляда.  «Каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой человек». Так сказал В.А. Сухомлинский. В отношении учителя смысл этой фразы умножается троекратно.
   Два года назад я стал классным руководителем. Узнав, какой класс мне достался, коллеги сочувственно улыбались, хлопая по плечу. Один отличник,  барышня и шесть хулиганов. Как по нотам. Что же мне с ними делать? Подумал, подумал… Терпение и труд всё перетрут. И пошли у нас вереницей субботники, трудовые десанты, походы, поездки, марш-броски… С утра уже слышно: «Денис Анатольевич, а где наши халаты?» Ага, пилить собрались! Пилим, выжигаем, мастерим. Для теоретических моментов есть у нас отличник, он в классе один на всех, ну и куда же мы без женской заботы? Так и живём. И можно много говорить о разных педагогических течениях и школах, высокопарных афоризмах и инновационных методах… Но если не возникло у педагога это согревающее чувство любви к детям – всё, решительно всё зря.
   Есть в учителе великая сила – человеческая красота. Потому-то и отличается учительская профессия от всех остальных. И не подвластна эта сила ни времени, ни социальным изменениям.  Яркой путеводной звездой становится она в судьбе каждого человека, указывая ему дорогу ко всему доброму, чистому, настоящему. Моя звезда зажглась сто пятьдесят лет назад для того, чтобы я бережно пронёс её свет для детских сердец!

Комментариев нет:

Отправить комментарий